Решение Амурского УФАС России от 31.01.2014 по делу N А-16/99-2013 <О выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории муниципального образования>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2014 г. по делу № А-16/99-2013
(извлечение)
29 января 2014 года объявлена резолютивная часть решения.
31 января 2014 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения Отделом по управлению имуществом пгт <...>, находящимся по адресу: <...>, <...> области, пгт <...>, ул. <...>, <...>, и ООО <...> (далее - Общество-1), находящимся по адресу: <...>, <...> область, г. <...>, ул. <...>, <...>, статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выражающегося заключении договора от 17 мая 2011 г. № <...>, пунктом 4.4.2 которого предусмотрена обязанность Общества-1 заключать договоры на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории пгт <...>,
установила:
Амурским УФАС России в рамках рассмотрения дела № <...> в отношении Общества-1 (далее по тексту ООО <...>) по признакам нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выраженного в навязывании ИП <...> невыгодных условий договора на утилизацию ТБО от 1 января 2013 г. № <...>, отказу в заключении договора, установлено следующее.
На территории пгт <...> Общество-1 осуществляет деятельность по вывозу и размещению твердых бытовых отходов. Общество-1 9 февраля 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия № <...> на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
17 мая 2011 года Отделом по управлению имуществом пгт <...> с Обществом-1 заключен договор № <...> аренды земельного участка. Предметом указанного договора является земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: северо-восточная часть квартала, ограниченный ориентирами: а/дорога <...> - <...> земли бывшего совхоза <...>, проселочной дороге перпендикулярно землям "<...> лесхоза" (<...> область, <...> район), для использования: под захоронение твердых бытовых отходов общей площадью 21506,0 кв. м.
Пунктом 4.4.2 договора от 17 мая 2011 г. № <...>, заключенного между Отделом по управлению имуществом пгт <...> и Обществом-1, предусмотрена обязанность арендатора заключать договоры на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории пгт <...>.
Приказом Амурского УФАС России от 12 декабря 2013 г. № 518 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело № <...> и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции".
Определением от 12 декабря 2013 года рассмотрение дела назначено на 22 января 2014 года в 10 часов 00 минут.
22 января 2014 года представитель Отдела по управлению имуществом пгт <...> пояснила следующее. 17 мая 2011 года Отделом по управлению имуществом пгт <...> с Обществом-1 заключен договор № <...> аренды земельного участка, предназначенный для использования под захоронение твердых бытовых отходов. Пунктом 4.4.2 указанного договора предусмотрено, что Общество-1 обязано заключать договоры на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории пгт <...>. В настоящее время указанное нарушение устранено, в договор внесены изменения, согласно которым пункт 4.4.2 исключен из договора. На вопрос Комиссии о наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию внесенных изменений в договор аренды земельного участка, представитель отдела по управлению имуществом пгт <...> затруднилась ответить.
Представители Общества-2, ИП <...> пояснили, что включение указанного пункта в договор аренды земельного участка, предназначенного для захоронения твердых бытовых отходов, привело к отказу Общества-1 в заключении с ИП <...> договора на захоронение (утилизацию) твердых бытовых отходов.
В заседании Комиссии объявлен перерыв до 29 января 2014 года в целях представления Отделом по управлению имуществом пгт <...> документов, подтверждающих регистрацию, внесенных изменений в договор аренды от 17 мая 2011 г. № <...>, в установленном порядке.
Отделом по управлению имуществом пгт <...> заявлено ходатайство (от 28 января 2014 г. № <...>) об отложении рассмотрения дела № <...>, в связи тем, что представитель отдела по управлению имуществом пгт <...> участвует 29 января 2014 года в 10 часов 00 минут в судебном заседании <...> областного суда по делу № <...>.
Комиссией указанное ходатайство рассмотрено и принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства по следующим основаниям.
Исходя из части 1 статьи 47 Закона "О защите конкуренции" отложение рассмотрения дела является правом, а не обязанностью Комиссии, кроме того занятость одного сотрудника отдела не свидетельствует о невозможности направления другого представителя для участия в деле.
Рассмотрев материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
На территории пгт <...> Общество-1 осуществляет деятельность по вывозу и размещению твердых бытовых отходов. Обществу-1 9 февраля 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия № <...> на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов на территории пгт <...> <...> области, проведенным Амурским УФАС России, установлено, что доминирующее положение занимает Общество-1, доля общества на товарном рынке составляет 100%.
17 мая 2011 года Отдел по управлению имуществом пгт <...> с Общество-1 заключен договор № <...> аренды земельного участка. Предметом указанного договора является земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: северо-восточная часть квартала, ограниченный ориентирами: а/дорога <...> - <...> земли бывшего совхоза <...>, проселочной дороге перпендикулярно землям "<...> лесхоза" (<...> область, <...> район), для использования: под захоронение твердых бытовых отходов общей площадью 21506,0 кв. м.
Пунктом 4.4.2 договора от 17 мая 2011 г. № <...>, заключенного между Отделом по управлению имуществом пгт <...> и Обществом-1, предусмотрена обязанность арендатора заключать договоры на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории пгт <...>.
Согласно статье 16 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Из материалов дела № <...> следует, что ИП < > на территории пгт <...> осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на основании соответствующих договоров, заключенных с заказчиками таких услуг, в том числе, с управляющей компанией Общество-2. ИП <...> не осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Общество-1 письмом от 4 марта 2013 года отказало ИП < > в заключении договора на выполнение работ по утилизации твердых бытовых отходов от 1 января 2013 г. № <...>, направило 30 апреля 2013 года в адрес Общества-2 оферту о заключении договора на размещение твердых бытовых отходов.
Положение пункта 4.4.2 договора аренды земельного участка от 17 мая 2011 г. № <...>, свидетельствуют о том, что с хозяйствующими субъектами, не являющимися управляющими компаниями и не расположенными на территории пгт <...>, договор на захоронение твердых бытовых отходов не подлежит заключению, что может повлечь и повлекло необоснованный раздел товарного рынка по составу покупателей и территориальному принципу.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Отдела по управлению имуществом пгт <...> и Общества-1, выраженных в заключении 17 мая 2011 года договора № <...>, пунктом 4.4.2 которого предусмотрена обязанность Общества-1 заключать договоры на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории пгт <...>, присутствует нарушения части 16 Закона "О защите конкуренции".
Отделом по управлению имуществом пгт <...> 13 января 2014 года на определение о назначении дела № <...> о нарушении антимонопольного законодательства от 12 декабря 2013 года представлено дополнительное соглашение от 15 февраля 2013 года к договору аренды земельного участка от 17 мая 2011 г. № <...>, согласно которому пункт 4.4.2 исключен из указанного договора аренды. Представленное дополнительное соглашение от 15 февраля 2013 года к договору аренды земельного участка от 17 мая 2011 г. № <...>, по мнению Отдела по управлению имуществом пгт <...>, свидетельствует об устранении нарушения.
Вместе с тем, договор аренды земельного участка от 17 мая 2011 г. № <...> согласно статье 25, части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации и государственная регистрация произведена 29 июня 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Амурской области, присвоен номер регистрации <...>, что подтверждено соответствующим штампом на последнем листе договора.
Частью 2 статьи 8.1 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Отделом по управлению имуществом пгт <...> не представлена информация, подтверждающая регистрацию внесенных изменений - дополнительного соглашения от 15 февраля 2013 года в договор аренды от 17 мая 2011 г. № <...> в установленном порядке.
Представленное Отделом по управлению имуществом пгт <...> дополнительное соглашение от 15 февраля 2013 года к договору аренды земельного участка от 17 мая 2011 г. № <...>, не содержащее сведений о внесении соответствующей записи в государственный реестр, не свидетельствует об устранении нарушения.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России
решила:
5. Признать действия Отдела по управлению имуществом пгт <...> и Общество-1, выраженные в заключении 17 мая 2011 года договора № <...>, пунктом 4.4.2 которого предусмотрена обязанность Общества-1 заключать договоры на захоронение твердых бытовых отходов только с управляющими организациями, расположенными на территории пгт <...>, нарушающими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
6. Выдать Отделу по управлению имуществом пгт <...> и Обществу-1 предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: